Особенности подросткового возраста

ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Особенности подросткового возраста

            Ученые убеждены, что «правильный» возраст, когда ребе­нок во всем слушается взрослых, продолжается до 10—11 лет. В 7—10 лет маленький человек во всем подражает старшим наставникам. Совсем иное дело — старший подросток, всту­пивший в период от 13 до 15 лет.

                

        Старший подростковый период называют еще «трудным возрастом» или «переломным периодом».

          

Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Взрос­леющий человек пытается поступать вопреки тому, что пред­писывают правила или предлагают взрослые. Непокорность — это своеобразная проба пера. Подросток занят важной рабо­той — воспитанием в себе самостоятельности, независимости. Естественно, что подобная работа не проходит без осложне­ний и ошибок.

 

                       На этом этапе родители не узнают своего ребенка — на­столько сильно он меняется. От почти полного послуша­ния, свойственного малым детям, подростки часто перехо­дят вначале к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи ребенком, он смотрел на мир глазами своих родителей, то теперь у подростка выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир. Она частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверст­ников.

              Уже в младшем подростковом возрасте заметно стремле­ние ребенка к самоутверждению. Особенно интенсивным оно становится в возрасте 12—13 лет. Тинейджер стремится к са­моутверждению в учебе, физическом и психическом совер­шенствовании, старается добиться успеха в любом виде дея­тельности.

                 По отношению к подросткам могут применять еще одно слово — юный, хотя юность — это период развития, следую­щий за подростковым. Однако в связи с удлинением подрост­кового периода специалисты часто употребляют слова под­ростковый и юный как синонимы. И не только специалисты. Наверное, вам приятно, когда пожилая женщина обращается к вам со словами: «Молодой человек (другой вариант: юноша, девушка), помогите мне, пожалуйста!» Быть юношей или де­вушкой, т.е. выглядеть не по годам взрослым, не только при­ятно, но и очень ответственно. Ведь от вас ждут настоящих, взрослых поступков.

            

  Зрелость — период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, социально и духовно.

               Взрослая жизнь — это не только возрастной период, но и участие в труде, и выполнение семейных обязанностей. Одна­ко без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе и к семейной, период юности может стать временем утрачен­ных возможностей.

              Строгое разграничение людей по возрастам  (Возрастная периодизация) произошло не­давно. Детство, как возрастной период, появилось лишь 150 лет  назад.  В 10—12 лет крестьянский сын считался верным помощ­ником в поле, он выполнял множество хозяйственных работ, о которых не имеет представления большинство нынешних горо­жан. Известны случаи, когда в Гражданскую войну в России командирами полков были подростки, например 16-летний Ар­кадий Гайдар.

             В годы Великой Отечественной войны 15-летние подростки нередко сбегали на фронт, сражались с врагом в ря­дах партизан. В истории многих государств ребенок королев­ских кровей мог выполнять взрослые роли — был королем и правил государством. Правда, чаще всего это происходило под пристальным вниманием многочисленных советников.

            Ученые заметили такую закономерность: чем меньше про­должительность жизни и чем менее развитым является обще­ство, тем быстрее дети переходят в ряды взрослых. В общест­ве, где ожидаемая продолжительность жизни (среднее число лет, которые человек надеялся прожить) короче, человек ста­новится пожилым в 40—45 лет. Сегодня люди живут до 75— 80 лет. Такого запаса хватает на продолжительное детство, полноценную молодость и остается на интересную старость.

            В Средневековье понятие «детство» отражало не столько возраст, сколько социальную зависимость. А поскольку зави­симым человек мог оставаться всю свою жизнь, то соответст­венно и детство растягивалось надолго. Люди низкого соци­ального положения воспринимались как дети и считались таковыми независимо от возраста. Для русского помещика все крестьяне являлись «чадами», а он вел себя по отношению к ним как отец. Они так и обращались к нему: «батюшка наш». От слова «чадо» произошло известное всем «домочадцы». Ког­да говорят «великовозрастное чадо», то подразумевают пере­ростка.  В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля указывается, что старинное слово «чадь» служило со­бирательным названием челяди, дружины, ополчения, воинов. И сегодня понятие «детство» таит в себе идею подчинения и зависимости, но она никак не связана с социальным поло­жением людей. Понятие «отрочество» появилось не сразу.

             В России XVII—XIX веков отрочество наступало в возрасте 14—16 лет, а до того ребенка именовали «дитятей».              

 Понятие подросткового возраста и юности впервые сфор­мулировано педагогами эпохи Просвещения.  Важную роль в этом сыграл Жан Жак Руссо (1712—1778) — великий фран­цузский писатель и философ-просветитель. Он идеализиро­вал детство и юность, считая их непорочным периодом жиз­ни человека со светлыми помыслами и романтическими устремлениями. По мнению Руссо, общество портит челове­ка, поэтому детство и юность следует защищать от его пагуб­ного влияния.

                Таким образом, подростковый период — это отрезок жизни между детством и зрелостью. В эпохи Античности и Средне­вековья он был довольно коротким, а в современном общест­ве под воздействием научно-технического прогресса и удли­нения сроков обучения (после школы — сразу в вуз) он постоянно растягивается. Эту промежуточную ступень между детством и взрослой жизнью люди проходят по-разному и за разное время. Подростковый период можно представить в ви­де моста, переброшенного от одной поры жизни к другой: за­держаться на нем подольше нельзя, но и бегом проскочить, как бы ни хотелось, не удастся. У природы человека свои не­преложные законы. Хотя многим подросткам хочется быстрее стать взрослым.

                 Подростковый период — испытание, данное каждому чело­веку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! А сколько еще пройдут?

            Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожале­нию, каждый подросток начинает свой путь снова. Юношес­кие ошибки миллиардов людей, тоже когда-то проходивших тем же путем, к сожалению, не всех учат. Вы можете совер­шать те же ошибки, мучиться над решением тех же вечных во­просов. Даже если вам дадут тысячу готовых рецептов мудро­сти, чаще всего вы, повинуясь голосу природы, будете упорно искать собственные ответы на вопросы жизни.

        Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор, смо­жете избежать многих ошибок.

     
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
    Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".