Лидер и его качества

ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА

Лидер и его качества

            Лидером считают человека, обладающего наибольшим ав­торитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

                Первые исследования пытались выявить те качества, кото­рые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследо­ватели верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от людей, которые не становились лидерами.      

          В начале XX века американский социолог Э. Богардус пе­речислил десятки качеств, которыми должен обладать ли­дер, — чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готов­ность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что ли­дером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер.

               Его соотечественник Р. Стогдилл в 1948 го­ду, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, в бизнесе превосходящий других ум — вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль иг­рают другие черты, например целеустремленность.

 

                
Не только культуры и исторические эпохи, но и социаль­ные классы, слои, группы, общности требуют лидеров, обла­дающих различными качествами. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие — руководителю науч­ного коллектива, третьи — партийному лидеру.

                Немаловажное значение имеют физические качества, к которым относят рост человека, его вес, сложение или фигу­ру, внешний вид или представительность, энергичность дви­жений и состояние здоровья. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает ника­кого права стать в ней лидером.                

                История свидетельствует, что люди маленького роста вырастали до очень больших ис­торических размеров, т.е. становились очень влиятельными фигурами мировой истории, как, например, Наполеон.

                Список черт, необходимых лидеру, постоянно расширялся, но правильного объяснения этому феномену так и не находи­лось. Некоторые до сих пор думают, что лидерство — это каче­ство, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Это ложная теория, поскольку искусству быть лидером можно на­учиться. Секреты мастерства заново открывает каждое поколе­ние, но сами по себе они просты. Изучая их, мы не станем Це­зарями или Наполеонами, но научимся эффективно действовать, а в большинстве случаев этого достаточно.

 

Со­гласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, суще­ствуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой.

 

Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна спо­собность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами ви­денных, но измененных и приспособленных по-новому.

Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, что­бы спланировать путь к достижению цели, которую нарисо­вало воображение. Знание придает лидеру уверенность.

Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление вой­сками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.

Четвертый элемент — решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состо­ит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что пору­ченное задание находится в пределах человеческих возмож­ностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежден­ность другим. Его спокойная уверенность придаст силы ос­тальным членам команды.

Пятое качество — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, без­дельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.

И наконец, шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказы­ваетесь на виду. Конечно, в крупной компании быть на виду довольно трудно, но там о лидере постоянно говорят в его от­сутствие. Он должен стать легендой, героем рассказов, реаль­ных или выдуманных. Он не окружает себя почитателями, ища славы и внимания, потому что они у лидера уже есть. Ему не нужно лишний раз демонстрировать свою значимость. Она очевидна.

              Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про­бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз­никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

             Кроме перечисленных ранее качеств, необходимых лидеру, он должен обладать как минимум двумя умениями, которые

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го­ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

                 Искусство общения во все времена признавалось обяза­тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви­нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст­вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Вожди бы­ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи­ческая сила на войне.

                  Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак­центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора­тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе­седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль­шинства.

                  Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута­ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

                   Умение общаться с людьми — это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе­чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

                     Врожденным умением писать не наделен никто. Если вам необходимо написать работу, начните со слова или предложе­ния, которое объяснило бы, зачем вы ее пишете. Потом по­ставьте себя на место человека, который будет ее читать. За­чем ему читать вашу работу? Ответ ясен — чтобы получить какую-то информацию. Следовательно, в вашей работе долж­ны быть какие-то новости, т.е. такие сведения, которых нет у других и которыми вы могли бы его удивить и поделиться.

                При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

                Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны­ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи­тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред­мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

               Общение — это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

       Слушать означает больше, чем просто слышать.

          Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед­ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

          При получении информации необходимо полностью уде­лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо­лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

• делайте это с полным вниманием;

• не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

• не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

• глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима­тельно его слушаете;

• слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо­дящему в комнате отвлекать вас;

• разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно­ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

• при необходимости делайте пометки.

 

            Слушание представляет собой умение, которое можно вы­работать. Оно заключается в правильных ответах на поставленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе­чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима­тельны и желаете продолжить беседу.

                Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра­вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре­акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо­мент паузы.

 

Подведем итоги

                 Лидер должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинте­ресовать, организовать людей. Лидерство возможно в различных направлениях. Для лидерства необходи­мы знания и умения.


     
    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
    Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".